При добавлении каждой новой статьи в одноименных форумах автоматически создается дискуссия для её обсуждения. Не забывайте оставлять свои мнения и комментарии!
Особо хочется подчеркнуть, что в данном разделе будут публиковаться материалы с самыми разными точками зрения, которые могут частично (а иногда и полностью) не совпадать с мнением администрации.
Присылайте свои статьи на
mаilbox@lаndscronа.ru
Ждём.





Support
Звуковой суппорт в Санкт-Петербурге: история и анализ

В сердцах огромного количества жителей Санкт-Петербурга слились воедино любовь к родному городу, футболу и «Зениту». «Зенит» давно уже стал одним из символов северной столицы, и его успехи прочно ассоциируются с именем города на Неве. Наверное, можно сказать, что любовь питерцев к своей футбольной команде – совершенно особое, присущее только им, явление, не имеющее аналогов. По крайней мере, на всей широте российских просторов. А где любовь – там и музыка.

 

Наверное, поэтому о «Зените» и его болельщиках написано такое количество песен. Своё творчество посвящали «Зениту» и профессиональные авторы, исполнители, артисты, и, естественно, фанаты. По большому счёту, по истории происхождения «зенитовские» песни можно разделить на «профессиональные авторские произведения» и «фанатский фольклор». «Профессиональные» песни о «Зените» до недавнего времени имели много общего друг с другом. Как правило, их тексты содержали набор эпитетов в адрес футбольной команды «Зенит» («Зенит» знаменит, победит, гранит, золотом звенит» и т.п.) и общее описание происходящего на футбольном поле и на трибунах («футбол – гол», «борьба – судьба», «передача – удача», «болельщики кричат, трибуны бурлят» и т.д.).

 

    

Из этого ряда выделялась, пожалуй, самая известная песня середины 80-х – «А стадион шумит…» (В. Плешак – В. Гин) в исполнении Ю. Охочинского, в прошлом неплохого футболиста. Многие болельщики помнят, как её по несколько раз ставили на стадионе им. Кирова в «золотом», 1984 году. Можно сказать, что под эту песню «Зенит» и стал чемпионом. Золоту «Зенита» посвятил своё незаурядное творение и А. Розенбаум. До сих пор нельзя без волнения слушать его песню «Зенит – чемпион!». Композицию с таким же названием (правда, на музыку Ч. Берри) посвятила тому историческому достижению и группа «Секрет». Благодаря популярной телепередаче «Кружатся диски» песня моментально стала хитом среди болельщиков.

 

Вообще, надо сказать, что с появлением в числе авторов «зенитовских» песен рок-музыкантов, получила развитие и тема болельщиков. Слово «Зенит» обогатилось новым смыслом, и стало восприниматься не только как название футбольной команды, но и как совокупность команды и её суппортёров, вместе со сложной системой взаимоотношений между ними. Следующий хит о «Зените» родился уже после возвращения «Зенита» в элиту российского футбола. Своему появлению на свет он обязан Л. Стуликову. Исполнитель шансона, в своё время успевший позаниматься футболом на профессиональном уровне, создал незатейливую, но зажигательную песню «Наш Зенит», которую на протяжении нескольких лет принимали на ура болельщики на «Петровском».

 

Необходимо упомянуть, что именно благодаря усилиям Леонида Стуликова в 1998 году появился первый в истории сборник песен о «Зените». Назывался он, естественно, «Наш Зенит». Во всех подобных проектах, выходивших впоследствии, в качестве базового материала использовался именно он. Необходимо упомянуть, что в сборник вошли песни, посвящённые не только «Зениту» и его болельщикам, но и более специфической категории – фанатам, в исполнении групп «Бригадный Подряд» и «Буратино-Бэнд».

 

Кроме этих двух команд, питерский рок был представлен на сборнике тогда ещё малоизвестной группой «Ленинград» и её песней с сакраментальным названием «Зенит». Впоследствии, уже будучи мегапопулярным коллективом, «Ленинград» записал ещё одну композицию на «зенитовскую» тематику – «Ole-ole», - которую некоторые фанаты окрестили «Гимном кузьмичей». Что, в принципе, ничуть не возмутило лидера коллектива Сергея Шнурова. Ну а фанаты в «футбольном» направлении творчества «Ленинграда» предпочитают «спортивно-философскую» композицию «Нужен гол».

 

В том же 1998 году лидер группы Н.Э.П. С. Паращук написал полушутливый текст о чувствах петербургского болельщика по отношению к своей команде, командам соперника, «московскому» судейству и прочим житейским неурядицам. Положив текст на несложный гитарный рифф, автор не представлял, что создал одну из самых популярных в истории «зенитовских» песен. Ей отдавали должное даже приезжавшие поддержать свои команды московские фанаты. В ту пору на столичных стадионах услышать такое по трансляции было нереально.

 

Песня «Мне всё по барабану» и поныне востребована и любима в фанатской среде. Ну а в 2003 году появилась группа «Бивни». Её уникальность состоит в том, что на протяжении первых двух лет своего существования группа пела исключительно песни о футболе, «Зените», его болельщиках и фанатах. Этот факт сразу выделил группу на фоне других коллективов и исполнителей, репертуар которых содержал одну, максимум две-три «футбольных» песни. «Бивни» же за два года выпустили два альбома («Двенадцатый игрок» и «Золотые слёзы») и самым активным образом поучаствовали в записи диска с песнями зенитовских фанатов («Моё сердце с тобой»). Только в 2006 году группа записала первый «нефутбольный» альбом «Роса». Лидер группы – Александр Махнач (известный поклонникам питерского рока ещё по группе «Юго-Запад») – давний болельщик, автор львиной доли «бивневских» текстов и музыки. Он же является и исполнителем собственных песен.

 

В репертуаре «Бивней» есть песни и про футболистов, и про тренеров, и про сборную, и про историю футбола. Но самое большое место в творчестве группы занимают композиции о болельщиках и фанатах, об их жизни, чувствах, переживаниях, о романтике выездов, о торжестве побед и горечи поражений. Побывав вместе с фанатами на многих выездах (Пермь, Томск, Ростов, Краснодар и т.д.), Махнач на себе ощутил все «прелести» фанатской романтики. Его «конёк» в том, что он подмечает и поэтизирует те вещи, о которых многие даже не задумываются, считая их совершенно обыденными. Образно говоря, он может сухую статистику превратить в поэму. В сочетании с оригинальными и запоминающимися мелодиями, тексты Махнача могут тронуть любого человека, даже не имеющего отношения к футболу. Слушая «Бивней», люди делают для себя ряд маленьких открытий и сами учатся находить красоту в разного рода мелочах и незначительных деталях, непременно сопутствующих фанатскому образу жизни.

 

    

Итак, мы коротко рассказали о самых популярных песнях, которые посвящали питерскому «Зениту» авторы, профессионально занимающиеся музыкой. Не менее значительное место в музыкальной культуре «сине-бело-голубых» занимает и другой её пласт – фанатский фольклор. Под фанатским фольклором принято понимать песни, распевки и речёвки («шизовки», «кричалки»), направленные на поддержку своей команды и воспевающие фанатскую романтику, исполняемые фанатами на трибунах стадионов, по дороге на выезд, да и просто в компании.

 

Существуют, конечно, песни и стихи, написанные отдельными фанатами, максимум ставшие достоянием их небольших коллективов. Такие произведения тоже, наверное, можно отнести к фанатскому фольклору. Но мы поведём речь об общеизвестной части этого элемента фанатской культуры. В отличие от оригинальных авторских произведений, имеющих собственную мелодию, фанатские песни, как правило, представляют собой переделки известных хитов и народных песен. Оригинальны в них только тексты. Хотя существует несколько «полууниверсальных» песен, которые, с небольшими изменениями в текстах, поют фанаты многих команд на территории бывшего СССР. Как правило, придумывали эти песни московские фанаты, а остальные их «перенимали», подставляя при этом названия своих команд. Из исполняемых на секторах «Петровского» ныне самой известной из них является «Не может ни Киев, ни Минск, ни Москва…»

 

    

Питерский фанатский фольклор отличается стремлением к отторжению «чужеродного материала» и почтительным отношением к «питерскому эксклюзиву». Будь то мелодии, посвящённые Ленинграду - Санкт-Петербургу (Гимн фанатов «Город над вольной Невой», «Знамя Зенита» на мотив «Крейсера Авроры», «Фанатская Застольная» на мотив застольной песни Волховского Фронта), будь то общеизвестные мелодии, о текстах которых доподлинно известно, что их авторы – «зенитчики» (например, «Катюша», или старая песня на мотив «Синей птицы» группы «Машина времени» – «Мы в такие шагали дали…»). Ну а про нашу «Победную песнь» даже и не стоит упоминать. До сих пор никто из иногородних коллег не в силах её перенять. Видимо, по причине её витиеватости. А может быть, из-за того, что на данный момент постановка дел в Питере в плане организации звукового суппорта неоспоримо находится на первом месте.

 

С другой стороны, «Победную песнь» логичнее отнести в разряд распевок. Кстати, данная «тема» является «кавер-версией» композиции группы «Moby» с альбома «Play» под названием «Natural Blues». Кому интересно, предлагается послушать и… «найти 10 отличий»! На самом деле, в настоящее время большинство исполняемого зенитовскими фанатами репертуара составляют именно распевки, а не песни. Песен, в полном смысле этого слова, всего-то шесть - Гимн, «Знамя Зенита», «Катюша», «Не может ни Киев…», «Путь далёк…» и «Идёт фанат по городу» (плюс Гимн России, исполняемый на международных матчах «Зенита» и на играх сборной). Правда, 11-й сектор пытается внедрить в фанатский репертуар песню на мотив «Прощание славянки» (внимательный читатель найдёт её на диске «Моё сердце с тобой»), но, как обычно, для внедрения новой «темы» требуется некоторое время на её «раскрутку». Зенитовские фанаты имеют богатый фольклор, но, к сожалению, остальные их песни не подходят для исполнения на стадионе.

 

Поэтому их поют «в неформальной обстановке», когда собираются вместе. Вкратце хотелось бы остановиться на истории создания фанатской песни, впоследствии ставшей Гимном, который весь «Петровский» исполняет стоя. Вспоминает один из зачинателей питерского движения Вячеслав Блинов (фан Очки): «Как Гимн написали... С 80-го на 81-й. В ДК им. Капранова раньше был Клуб любителей футбола. Там собирались всякие пенсионеры, ветераны, значками менялись… Ну а нам собраться, кроме «Пушкаря» (легендарный пивбар, воспетый в своё время группой «Алиса»), было негде, и решили зимой раза 2-3 в Капранова съездить. Пришёл Лёшка Молодой, и они с матерью написали три куплета вот этого Гимна. А два последних куплета дописывал Андрюха Зонт».

 

    

Автор второй по рангу стадионной песни «зенитчиков» также известен. Слово лидеру «зенитчиков» начала 80-х Евгению Степанову (Шляпа): «Я тут пытался звонить Диме Ледовскому. Это автор текста песни «Знамя Зенита». Лет 20 его не видел, а тут встретил на выезде – на «Спартаке». Он, оказывается, крутится с интернетчиками». Текст песни на мотив «Катюши» («Вот мы здесь, и нам нужна победа…») написан в конце 2000 года. Его авторство доподлинно известно и принадлежит именно фанату «Зенита».

 

Существует мнение, что в текстах песен зенитовских фанатов не могут упоминаться названия соперников, а должен прославляться лишь «Зенит» (в этой же песне есть строка «ни «Спартак», ни «мусор», ни «Торпедо» нас не смогут переубедить»). Тем не менее, данный текст был воспринят фанатами с небывалым энтузиазмом, и разучен всеми буквально за два-три матча (уникальный случай!). До сих пор эта песня является наиболее часто исполняемой на трибунах. Песня на мотив Матвея Блантера «Путь далёк у нас с тобою» появилась путём банальной замены слова «солдат» на «фанат» и подстановки в соответствующее место словосочетания «знамя сине-бело-голубое». Второй куплет этой песни, в котором провозглашается, что «мы набьём «мясным» вонючим рожи», некоторые не исполняют из принципиальных соображений. Мол, сначала набей, а потом пой.

 

В прошлом году «вторую жизнь» обрела песня на мелодию Владимира Шаинского «Идёт фанат по городу». Здесь тоже «фанат» вытеснил «солдата», но, в отличие от былых времён, ныне эта песня исполняется в форме переклички между секторами. Смотрится весьма эффектно. Правда, если раньше произведение считалось «выездным», то теперь его можно услышать и на домашних матчах.

 

Реалии сегодняшнего дня таковы, что в моду входят произведения, несущие меньшую смысловую нагрузку, более короткие и более запоминающиеся. Это естественная тенденция, призванная подключить к участию в поддержке как можно большее количество болельщиков, и обеспечить максимальное «звуковое давление» внутри чаши стадиона. Речь идёт о зарядах, распевках и перекличках. Собственно, для чего вообще нужно создавать это самое «звуковое давление» и нужно ли это делать вообще? У каждого свой ответ на этот вопрос, но фанаты считают, что делать это просто необходимо. Во-первых, чтобы заряжать энергией своих футболистов, гнать их вперёд. Во-вторых, чтобы морально воздействовать на игроков и болельщиков противника. Ну, и, в-третьих, для создания уникальной «футбольной» обстановки, которая для многих является немаловажной составляющей футбольного праздника, и которая просто не может позволить футболистам играть «в полноги». Благодаря этой обстановке притягательное воздействие магнита под названием «футбол», бесспорно, усиливается.

 

    

В чём же козырь вышеозначенных форм звукового суппорта? Эффект от их воздействия достигается за счёт вовлечения в «процесс» как можно большего количества публики либо за счёт внутренней энергетики самого «мини-шедевра». Ну а для того, чтобы вовлечь в организованную поддержку максимум участников, она должна состоять из коротких, хорошо запоминающихся, и, плюс ко всему, зажигательных, «мини-произведений».

 

Рассмотрим данный пласт фанатского фольклора более детально. Самой первой формой организованной поддержки были, естественно, скандирования. Очень долго у советских болельщиков легендарные: «Шай-бу! Шай-бу!» и «Мо-лод-цы!» оставались единственными вариантами поддержки, причём вне зависимости от вида спорта. Естественно, болельщики какой-то конкретной команды скандировали её название, например, «Зе-нит! Зе-нит!». С появлением фанатов это скандирование стало перемежаться тремя хлопками, да и вообще «репертуар» скандирований расширился и усложнился. Скандировать стали целые лозунги. У «зенитчиков» одним из первых таких лозунгов стал: «Раз, два, три, Зенитушка, дави!». Он жив и поныне, но не все фанаты его скандируют. Многие стесняются того, что московские враги вместо последнего слова подставляют неприличное.

 

А вот другой лозунг давно канул в Лету. В «ленинградской» транскрипции звучал он так: «Умберто, унито, Зенито победито!» и являлся переделкой клича латиноамериканских революционеров «El pueblo unido Jamas sera vencido!» («Единый народ никогда не будет побеждён!»). Выглядело это скорее как вопиющая безграмотность, нежели как «прикол», поэтому фан-культура культурной столицы (извините за тавтологию) естественным образом отторгла сей перл. Правильный по смыслу перевод этого лозунга – «Пока мы едины, мы непобедимы!» – фанаты, как правило, скандировали при стычках с милицией. Этот же лозунг был начертан на гигантском баннере с изображением льва, растянутом «зенитчиками» в Лужниках на матче с московским «Спартаком» уже в этом сезоне.

 

Далее родилось скандирование про судью. Нет, не «Судью на мыло!» Эту фразу выкрикивали болельщики-одиночки ещё со времён мыльного дефицита. И не то, о котором вы, скорее всего, подумали. Сначала всё звучало более невинно: «Су-дью с по-ля!». Это уже потом «экстремалы»-фанаты придумали «современную» версию, о чём теперь жалеют. Сами-то они от неё давно уже отреклись, но вот «малопросвещённые слои общества», узнав о её существовании, употребляют её теперь по поводу и без повода. Ну, а с середины 90-х стали появляться скандирования, которые можно услышать сейчас на каждом матче.

 

Как ни странно, лишь в это время фанаты начали скандировать «Пи-тер! Пи-тер!» Сложно сказать, с чем это связано. Видимо, долгое время люди были приучены к официальному названию города, потом долго привыкали к новому. А неофициальное воспринималось то ли как что-то очень личное, то ли как что-то очень историческое, как некий синоним «города трёх революций». Но один раз заявив об этом во всеуслышание, все испытали какое-то неимоверное чувство эйфории, и с восторгом подхватили этот заряд. Наверное, тогда многие поняли, что «Питер» – это скорее второе официальное название нашего города. «Вперёд, ЗЕНИТ! Вперёд, за Питер!». Это сейчас данный слоган растиражирован на всех видах атрибутики, на которых только можно, и многие ошибочно полагают, что существовал он всегда. На самом деле, всё обстояло несколько иначе.

 

Естественно, все всегда прекрасно понимали, что футболисты в каждом матче не просто играют в футбол или зарабатывают деньги, а ещё и защищают честь своего города. Но во время матча об этом как-то забывалось – всех захлёстывал азарт игры. И вот один фанат подумал – ведь если игрокам во время игры напомнить как раз о том, что они бьются за великий город, за его честь, то, возможно, это придаст им дополнительные силы, сможет их вдохновить? Так впервые в фанатском фольклоре напрямую было указано на то, что футболисты, как на фронте, стоят за свой город.

 

    

«Сине-бело-голубые! Хэй! Хэй!» Один достаточно известный фанат питерского клуба, вернувшись из Италии, где побывал на матче с участием «Ромы», предложил – вот фаны «Ромы» кричат в таком ритме: «Forza Roma! Forza Roma! Hei! Hei!», и получается очень звучно. Почему бы и нам не попробовать? И озвучил свой вариант. Теперь его «озвучивают» все болельщики «Зенита». Надо упомянуть, что в то время (а был это 1997 год) не все ещё знали, что цвета нашего клуба сине-бело-голубые. Многие журналисты называли наших игроков то бело-синими, то сине-белыми, то сине-голубыми, то просто, извините, голубыми… Некоторые руководители клуба также не видели в наличии определённых цветов какого-то особого смысла. Не говоря уже об обывателях. Но когда фанатский сектор в полном составе зарядил «Сине-бело-голубые!», ситуация моментально изменилась. С тех пор журналисты (по крайней мере, питерские) писали только правильно, а также известен случай, как один из руководителей клуба настаивал на добавлении голубого цвета в партию представительской сувенирной продукции.

 

«Вперёд, ЗЕНИТ!» Изначально замышлялся в ритме распевки французских болельщиков «Allez France!» («Вперёд, Франция!») с ударением на последний слог слова «Зенит». Но многие зенитчики уже слышали подобный заряд в исполнении более близких территориально спартаковцев. В конце концов, в результате неимоверного ускорения темпа, фраза превратилась во «Вперёдзь!» Кому-то даже казалось, что фанаты скандируют слово «берёзы», и это вызывало искреннее недоумение. Были люди, считавшие, что это приветствие голкиперу Роману Березовскому. Сейчас многие скандируют просто слово «Вперёд!», ибо итак понятно, кому оно адресовано.

 

Из появившихся позднее скандирований стоит выделить, конечно же, «Мы верим в тебя, Зенит!» Бывают моменты, когда оно настолько уместно, что даже у представителей сильного пола может выжать скупую мужскую слезу… Также питерские фанаты скандируют сейчас следующие лозунги: «Мы сильнее, мы победим!», «Мы сильнее всех!», «Pi-ter number one! Piter, Piter number one!», «Только Питер и Зенит!» (переделка московского «Только Россия и Спартак!»). К скандированию «кузьмичей» «Ну-жен гол!» фанаты присоединились лишь однажды - на домашнем матче с «Севильей» - и получилось крайне впечатляюще. Нельзя не упомянуть о существующем уже больше года лозунге «Город-герой Ленинград!»

 

Кроме того, скандируются имена и фамилии игроков: «Сла-ва!», «Ка-мил!», «Са-ша!», «Ха-ген!», «Ра-ди-мов!», «А-ню-ков!» и т.д. Далее перейдём к другим «кратким, но эффектным» видам организованной поддержки. Соблюдая хронологический порядок, в первую очередь поведём разговор о лаконичных стишках, выкрикиваемых фанатами. В обывательской среде они называются «кричалками» или «речёвками». Фанаты же именуют их «зарядами» или «шизовками». Причём термин «шизовка» принимается не всеми в силу своей «психиатрической» направленности. Особо распространены среди российских фанатов «кричалки» были в 70-х - начале 80-х годов. В это время был создан огромный пласт фанатского фольклора именно в виде запоминающихся двустиший и четверостиший. Смысл их состоял в прославлении любимой команды и её игроков и, естественно, в «моральном уничтожении» соперников.

 

    

Ещё до возникновения питерского фан-движения существовала «кричалка» «Не «Манчестер», не «Рапид», а только наш родной Зенит!». В 1980-м году она была преобразована в ту, что стала «визитной карточкой» зенитовских фанатов, каковой и является до сих пор, а именно: «Во всём Союзе знаменит ленинградский наш ЗЕНИТ!» После распада СССР и переименования Ленинграда в Санкт-Петербург велись жаркие дискуссии о замене «устаревших» слов в зенитовской «звуковой визитке». В итоге фанаты пришли к решению, что легенда должна быть неприкасаема. Это стало и данью истории, и увековечением признания тем людям, которые зарождали фанатскую общность в городе на Неве.

 

Вторая «неизменная» «кричалка» не менее известна: «Лучше клуба нам не надо, чем Зенит из Ленинграда!» Она также просуществовала на стадионе более четверти века, и по сегодняшний день звучно разносится по «Петровскому», причём не только с фанатских секторов. Фанаты со стажем помнят и многие другие «кричалки» эпохи «зари» зенитовского фан-движения. Какие-то регулярно выкрикивались с трибун.

 

Вот некоторые из них: Мы пришли и верим в наших ребят! Ребята в синей форме сегодня победят! Эй, Зенит, давай вперёд! Ленинград победы ждёт! Зенит – это я, Зенит – это мы, Зенит – это лучшие люди страны! Зенит – это скорость, Зенит – это класс, Зенит побеждает и радует нас! Родились двойняшки, сестрёнка и брат, И первое слово – Зенит Ленинград! Ворота Зенит надёжней ста замков – Стоит великий Миша Бирюков! Были и другие стишки, которые с трибун раздавались реже или вообще не раздавались, но зато их можно было услышать в парке по окончании матча или в везущем фанатов трамвае. Их писали на партах в школах, ПТУ и институтах, и их знали все, кто считал себя фанатом.

 

Чтобы не быть голословными, приведём несколько примеров.

В жизни всяко может статься.

Может муж с женой расстаться,

Можно бросить пить, курить,

Но Зенит не победить!

 

Я хочу иметь ребёнка от Володи Казачёнка!

Хочу второго от Юры Желудкова!

Хочу третьего от Вовы Клементьева!

 

Самый лучший тренер в мире – Павел Фёдорыч Садырин!

Нужен гол, нужно два, Нужен Кубок УЕФА!

Ты можешь болеть за «Динамо», «Спартак», А можешь болеть за коней. Но лучше болей за Зенит Ленинград, Не то огребёшь п..дюлей!

Кто болеет за «Торпедо», Тот родился от соседа! Кто болеет за «Спартак», У того стоит не так! Кто болеет за «Динамо», У того стоит не прямо! Кто болеет за Зенит, У того всегда стоит!

Такое бывает только в футболе – Они нас на рынке, а мы их на поле!

Если мяч летит в табло, Значит бил Сергей Шавло! По воротам бьёт Хапсалис. На трибунах - обоссались!

Лучше съесть мешок говна, Чем увидеть Блохина! «Арарат» Ереван – Это стадо обезьян. А Хорен Оганесян – Самый главный обезьян.

Что за мусорная яма? Это общество «Динамо»!

На развилке трёх дорог Стоит терем-теремок. Там и пьянка, и бардак, Это - общество «Спартак»! На развилке трёх дорог Стоит терем-теремок. А на тереме доска: «Здесь конюшня ЦСКА»!

Руки в масле, жопа в мыле, Мы работаем на ЗиЛе! Тыррррпедо Москва!

С гор спустились басмачи – это общество «Нефтчи»! Басмачи спустились с гор – К нам приехал «Пахтакор»!

«Шахтёр» даёт стране угля, А футболу… ничего!

Что на поле за судья? Он не видит ничего, Кроме носа своего!

 

С конца 80-х «кричалки» начали переставать быть актуальными, за исключением двух «визитных карточек» - «Во всём…» и «Лучше…». К моменту возвращения Зенита в Высшую лигу в 1996 году только «визитки», по сути, и остались. Остальные же перлы сохранились только в памяти ветеранов и в анналах собирателей фольклора. Дело в том, что «кричалки» – далеко не лучший способ оригинальной поддержки. Отнюдь не все люди могут синхронно выкрикивать текст, большое количество кричалок трудно запомнить, к тому же ритмически все они довольно однообразны. Если для поддержки использовать несколько самых известных «кричалок», это будет набивать ещё большую оскомину. По времени исполнения они очень коротки, поэтому повторять одно и то же в течение матча приходилось очень часто, что также нельзя отнести к достоинству данного вида поддержки. Так что, как видим, обывательское представление о том, что «кричалки» – основная форма суппорта, давно уже не соответствует действительности.

 

    

В силу приведённых выше причин, постепенно акцент стал смещаться в сторону не менее запоминающихся, но зато более длительно исполняемых форм поддержки – скандирований и распевок. Про скандирования мы уже подробно рассказали, теперь речь о распевках. Что представляет собой распевка? Это короткая музыкальная фраза, имеющая легко запоминающуюся мелодию и несущая в себе ощутимый энергетический потенциал. Распевка может как содержать в себе определённый смысл, оформленный в незатейливый текст, так и состоять из одной только мелодии, воспроизводимой при помощи гласных звуков («о-о-о», «о-э», «э-у» и т.п.) или слогов («ла-ла-ла», «оле-оле» и т.п.).

 

Первые распевки появились в репертуаре зенитовских фанатов ещё в начале 80-х. Простейшая из них имитировала звук сирены и состояла только из двух звуков. Исполняя её, фанаты брались за плечи, и, раскачиваясь из стороны в сторону, «завывали»: «Э-у! Э-у!» Вообще, надо сказать, что в 80-х годах исполнение всех распевок и медленных песен сопровождалось таким раскачиванием фанатских секторов. Когда в этом участвовала хотя бы половина рядов сектора, смотрелось очень впечатляюще. Второй «исторической» распевкой стал припев знаменитого шлягера 70-х «Na Na Hey Hey (Kiss Him Goodbye)», который до сих пор является хитом у «зенитчиков»: «Шалалайла, шалалайла, э-э-у, Зенит!»

 

    

Новые распевки появлялись не так часто, но стабильно. Что характерно, многие из них дожили до наших дней. Их выслушивали по телевизору во время трансляций международных футбольных или хоккейных матчей, заимствовали из зарубежных фильмов про болельщиков, их предлагали фанаты, бывавшие за границей. Ну и, конечно, настоящим кладезем новых распевок служили хиты отечественных и зарубежных музыкальных коллективов. Весьма непросто привести какие-либо примеры, по причине сложности воспроизведения на бумаге смыслового содержания (точнее, его отсутствия) большинства распевок. Но всё же попробуем это сделать, сосредоточившись на наиболее известной их части.

 

Более 10 лет (с середины 80-х до середины 90-х) существовала распевка, заимствованная с трансляций хоккейных матчей. Ударение в слове «Зенит» ставилось в ней на первый слог, и звучала она как «Эу ЗЕнит, эу ЗЕнит, эу ЗЕнит, э-э-у!» Оттуда же была «изъята» и распевка «Гол, гол, зенитовцы, гол, гол!» В это же время, но уже с телетрансляций футбольных матчей, была заимствована абсолютно не отягощённая смыслом, зато красивая и звучная в случае умелого исполнения, распевка «Оле-эо! Оле-оо!» Возможно, именно благодаря простоте, она и просуществовала до наших дней.

 

Но как тогда объяснить «феномен долголетия» её «старшей подруги», являющейся сейчас носительницей самой большой «смысловой нагрузки» среди всех ныне существующих распевок? Поётся она на мотив песни «Цыплёнок жареный», а текст её таков: Не красно-белые, не красно-синие, А только сине-бело-голубой! Зенит родимый, непобедимый, Непобедимы мы с тобой! Не выдержала испытания временем и ещё одна некогда популярная распевка, исполнявшаяся на мотив хита группы Boney M «Brown girl in the ring»: «Зенит - чемпион, шалалала-ла!». По какой-то причине, все распевки, в которых заявлялось о том, что наш любимый клуб – чемпион, канули в Лету. Не миновала такая участь и зенитовской версии самого известного хита фанатов всего мира «Оле, оле-оле-оле! Наш «Зенит» – чемпион!» Сейчас почему-то её можно услышать только по окончании матча, проходя мимо скоплений болельщиков, возлияниями отмечающих результат завершившейся игры.

 

Ещё одна распевка родилась в то время, когда жители Санкт-Петербурга ещё не отвыкли от прежнего названия города. Её мелодической основой служил мегахит группы Pet shop boys – «Go west». Именно под неё в середине 90-х фанаты размахивали над головами сложенными вдвое шарфиками. Увы, вскоре от названия города, связанного с именем вождя пролетариата, отказались напрочь. А новый текст распевки, который был бы принят всеми суппортерами взамен устаревшего, придумать так никто и не удосужился. Нынче «шарфы-вертолёты» кружатся уже под мелодию, которую в то время исполняли в случае удачно складывающегося для «Зенита» сценария игры – «Марш победителей» из оперы Джузеппе Верди «Аида».

 

    

Зато с середины 90-х живёт распевка, имеющая два положенных на одну и ту же мелодию текста. Причём оба варианта могут исполняться во время одного и того же матча. Правда, если этот матч выездной. Естественно, это «Yellow submarine» великого квартета The Beatles. А слова следующие: «Зенит Питер, оле-оле-оле!» и «Мы приехали, чтобы победить!» Но не только зарубежные музыканты становились «поставщиками» мелодий для питерской торсиды. Отдавали дань уважения «зенитчики» и своему родному рок-клубу.

 

Распевка, под которую сейчас дружно прыгают фанатские трибуны, «Йо-хо-хо-хо, хо, хо, шалалай-лай-лай!», является припевом «Весенней массовой» песни группы АВИА. А вот мелодия «Эй, Зенит, давай забей!» благодарна своим появлением на устах сине-бело-голубых киноискусству. Она была «подслушана» у итальянских тиффози, о которых повествует культовый художественный фильм «Ultra». Самая популярная из исполняемых сейчас зенитовскими фанатами распевок положена на мелодию «Le carnaval de Paris», написанную к чемпионату мира, проходившему во Франции в 1998 году. Сначала она воспроизводилась при помощи одного звука «о», но в 2004 году немецким филиалом фанатов «Зенита» был предложен вариант, который прижился в северной столице и выглядит так: Оле, оле, Зенит Санкт-Петербург! Сине-бело-голубые! Наш Зенит Санкт-Петербург!

 

Есть в зенитовском репертуаре и распевка, «доставленная» из Европы «вживую». Когда сборная зенитовских фанов по футболу в 2004 году в ранге победителя вернулась с международного турнира в Польше, она привезла с собой не только медали и кубок, но и мелодию с хлопками, которую за один матч освоил весь 13-й сектор: Зенит, гол, оле-оле! Зенит, гол, оле-оле! Зенит, гол! (два хлопка) Зенит, гол! (два хлопка) Зенит, гол, оле-оле!

 

В заключение нельзя не упомянуть о «победной песне», которая исполняется в конце матча только в случае уверенности в победе «Зенита». Впервые она прозвучала в маршрутке, которая везла нескольких фанатов на выезд, и её исполнение длилось более двадцати (!!!) минут. Звучащая сейчас с трибун версия даже отдалённо не напоминает оригинал – композицию проекта Moby «Natural Blues», - но выглядит тем не менее эффектно и несёт в себе непередаваемую словами энергетику. Увы, сейчас она сдала позиции из-за некачественного исполнения.

 

Последний из связанных с трибунной поддержкой видов фанатского фольклора, который мы попытаемся детально рассмотреть - переклички. На сегодняшний день переклички – пожалуй, самый перспективный вид звукового суппорта, устраиваемого болельщиками. При их помощи разнообразится обстановка на трибунах, и нагнетается царящая внутри стадиона энергетика. Благодаря перекличкам всё большее количество зрителей втягивается в культуру организованного боления, у посетителей стадиона усиливается ощущение принадлежности к единой болельщицкой общности. Заложенный в основе переклички соревновательный дух (какая из перекликающихся сторон выплеснет большее количество децибел), только усиливает энергетический эффект данного вида поддержки, что положительным образом сказывается и на настроении публики, и, хочется надеяться, на эмоциональном состоянии игроков.

 

Болельщики фан-движений, являющихся флагманами европейской поддержки, устраивают переклички, в которых участвует весь стадион. Причём во многих случаях эти переклички имеют сложный ритмический рисунок и не менее сложные тексты. Иногда полстадиона в какой-то определённый момент выкрикивает некий звук, и для стороннего наблюдателя остаётся загадкой, как такое количество людей синхронно смогло произвести такой эффект, и почему именно в этот момент. Через некоторое время им таким же синхронным взрывом тысяч голосов отвечает другая половина, и загадка становится ещё более сложной.

 

К сожалению, культура боления в нашем городе хоть и является признанным российским лидером, ей ещё многого не достаёт до лучших европейских эталонов. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что уровень питерской торсиды неуклонно растёт, и мы уже можем похвастать тем фактом, что Санкт-Петербург – единственный на территории бывшего СНГ город, где футбольные болельщики участвуют в своих перекличках всем стадионом. Это было и на игре с московским «Динамо» при прощании со стадионом имени С. М. Кирова (тогда в рекордной перекличке приняло участие более 40000 человек), и на игре сборной России с Эстонией, и на последних домашних матчах «Зенита» уже на «Петровском». И пусть наша перекличка «Вперёд, за Питер!» очень проста, но, как говорится, достаточно начать, ведь нет предела совершенству.

 

    

Какова же история появления знаменитых питерских перекличек? Первыми из них можно условно считать те, что появились ещё в начале 80-х. Назывались они тогда «считалочками» и представляли собой диалог фанатского сектора с одним человеком – «заводящим». Вместе с зенитовским фан-движением всю его историю прошла известная «считалка» «Надо! ГОЛ!!! Надо! ГОЛ!!! Надо-надо-надо! ГОЛ-ГОЛ-ГОЛ!!!» Ещё одна в своё время стала полигоном для проявления фанатского юмора, и до сих пор её часто просят исполнить «на бис» старого фана Шляпу, который считается основателем и живым олицетворением данного вида поддержки. А суть этой «считалочки» в том, что «заводящий» перечисляет ряд образов и терминов, а коллектив фанатов их поочерёдно искренне отвергает, выкрикивая, что есть мочи, только одно слово – НЕТ! Вначале отвергались названия команд-соперниц. «Спартак» - НЕТ! ЦСКА – НЕТ! Торпедо – НЕТ! Динамо киевское – НЕТ! Динамо минское – НЕТ! Динамо тбилисское – НЕТ! Динамо московское – НЕТ! Кайрат – НЕТ! Арарат – НЕТ! И так далее. Затем к ним стали прибавляться всевозможные, абсолютно непонятно с чем связанные действующие лица и персонажи – девочка Маша, манная каша, девочка Лена, крокодил Гена, девочка Оля, минное поле, девочка Люся, клуб Куусюси, а также и телефонная будка, и женщина, которая поёт, и известный футболист Якубик, и разные виды бомб, в том числе даже резиновая и… сексуальная. И многое, многое другое. А завершение «считалочки» было логичным и безоговорочным. На последнюю и с особым пафосом произносимую последнюю фразу «заводящего» - «Наш великий, могучий ленинградский Зенит!» - все в дружном порыве энтузиазма, собрав все последние силы, громогласно отвечали: «ДА-А-А!!!»

 

Бывало, доходило до того, что «считалка» длилась до пяти минут, и многие просто не выдерживали до конца. У кого-то сбивалось дыхание, у кого-то пропадал голос, а кто-то «загибался» от смеха, т.к. придумываемые «заводящими» образы действительно иногда преподносились достаточно остроумно. Также существовала незатейливая «считалка», когда заводящий скандировал «Аля-улю!», а сектор фанатов отвечал ему «ГОЛ! ГОЛ!» Но «продержалась» она недолго, т.к. по какой-то причине была признана тогдашней «верхушкой» фан-общественности не соответствующей стандартам или, как тогда говорили, «левой». После этого переклички появлялись нечасто.

 

В конце 80-х на фанатский манер был переделан хит Аллы Пугачёвой «Сто друзей». Заводящий выкрикивал по одной фразе, а остальные после каждой фразы исполняли припев: «Оо-оо, Зенит Ленинград!» Надо сказать, что аналогичные мало чем отличающиеся темы исполнялись и фанатами других команд. В середине 90-х у московских команд появилась новая перекличка, которую, например, армейцы называли «Эй, Кулик, давай забей!» Но питерцы её перенимать не стали. Выжидали они долго.

 

Не много, не мало, до 21 марта 2004 года. Тогда на выездном матче с командой «Торпедо-Металлург», проходившем на стадионе имени Эдуарда Стрельцова, «зенитчиков» рассадили по разным трибунам, и они оказались по разные стороны футбольного поля друг напротив друга. Это была идеальная ситуация для того, чтобы наконец-то ввести такой способ поддержки, как перекличка. Наспех была придумана фраза «Вперёд, за Питер!», и фанаты «Зенита», расположившиеся на Западной трибуне, стали выкрикивать её в направлении Восточной. Сколько раз пришлось повторить эти выкрики, чтобы до сидящих напротив дошло понимание ситуации, сколько пришлось совершить звонков по мобильному телефону – подсчитать невозможно. Но зато, когда во втором тайме идея наконец воплотилась в реальность, всё получилось зычно и эффектно. С первого же раза стало понятно, что на этом выезде рождён новый хит. Чтобы внедрить новую перекличку на «Петровском» между 13-м и 14-м секторами, усилий вообще не потребовалось. Постепенно перекличка «Вперёд за Питер!» распространилась на 8 - 12-й сектора. Теперь они перекликались с 13-14-м. А в середине 2005 года объединённым виражом 11-14-го секторов стали предприниматься попытки «завести» весь стадион. Процесс шёл очень тяжело, «проблески» случались лишь на некоторых матчах Кубка УЕФА. А «прорыв» произошёл в этом году, о чём уже написано выше

.

    

На протяжении последнего года новые переклички в репертуаре зенитовских фанов стали появляться регулярно. Благодаря всероссийскому фанатскому турниру, проходившему в Санкт-Петербурге и сопровождавшему матч сборных России и Латвии, арсенал «зенитовских» фанатов пополнился перекличкой на мотив мелодии из кинофильма «Усатый нянь». Затем элемент переклички был введён в старую выездную песню «Идёт фанат по городу». Ну а поездка в Стамбул на матч Кубка УЕФА добавила в наш «ассортимент» ещё и «бешеную» перекличку «НАДО ГОЛ! ГОЛ! ГОЛ!»

 

Есть все основания полагать, что на этом развитие существующих способов поддержки не остановится, и фольклор поклонников «Зенита», являющийся составной частью фанатской культуры, будет неуклонно обогащаться. А всем болельщикам хочется пожелать, чтобы они активнее присоединялись к фанатской поддержке. Хотя бы потому, что это создаёт на стадионе неповторимую атмосферу праздника. А в такой обстановке, конечно же, не только приятнее играть всеми нами любимым игрокам «Зенита», но и самим болельщикам это даёт больший заряд положительных эмоций.



Обсудить в форуме...



Rambler's Top100

© landscrona.ru  |  Web-диз.: m.