Самара
Самара – город в Среднем Поволжье России, центр Поволжского экономического района и Самарской области. Город трудовой и боевой славы. Население составляет 1,163 миллиона человек.
Официальная история Самары начинается с 1586 года, когда на берегу Волги была основана крепость "Самарский городок". Приказ о строительстве форпоста на южных рубежах России был провозглашён царем Фёдором I Блаженным, третьим сыном Ивана Грозного. И, хотя соседнему ногайскому ханству дипломаты сообщили, что крепость нужна для общей защиты от воров и казаков, в действительности целью был контроль территории вокруг реки Волги, где проходили многие торговые пути.

Однако, доподлинно известно, что первые поселения были здесь еще в XIV веке. Здесь находилась торговая пристань с небольшим населением, что было отмечено еще на картах венецианских купцов того времени. Называлась она Самар, что происходит от одноименной реки Самара, которая впадает в Волгу.

Сначала в крепости "Самарский город" жили исключительно солдаты, но постепенно здесь развилась торговля и начали появляться дома за оборонительными стенами.

В 1780 году в Самаре открылись различные государственные учреждения: казначейство, суды, городское правление и другие организации. Город рос: в 1850 году Самара стал центром новой Самарской губернии и здесь проживало 15 тысяч человек. А спустя полвека население увеличилось до 90 тысяч, а еще через 15 лет – до 150 тысяч человек. Еженедельно устраивались базары, три раза в год проходили крупные ярмарки, где можно было купить самые разные сельскохозяйственные товары. В 1877 году через город прошла Оренбургская железная дорога. Самарская пристань, принимавшая до 1000 кораблей за год, была одной из лучших на Волге. Помимо развитой торговли, в окрестностях Самары наладилось выращивание пшеницы и город стал крупнейшим производителем муки во всей России.

В XX веке развитие Самары продолжилось. После Февральской и Октябрьской революций здесь утвердилась Советская власть. А в 1935 году город переименовали в Куйбышев, в честь известного государственного деятеля СССР. Название города сохранялось до 1991 года.

В годы Великой Отечественной Войны сюда были эвакуированы люди и заводы с западных рубежей. А город стал центром военного авиастроения: именно здесь было построено более 80% всех самолетов Ил-2, который был одним из основных штурмовиков против немецкой авиации "Люфтваффе". Самара внесла неоценимый вклад в победу над фашистской Германией.

Вскоре здесь сформировалась и ракетостроительная отрасль: Юрий Гагарин летел в ракете, собранной самарским аэрокосмическим предприятием "ЦСКБ-Прогресс". Помимо этого, в городе был мощный потенциал металлургической, нефтеперерабатывающей, тяжелой и легкой промышленности. Вместе с ростом экономики, увеличивалось и население: в 1979 году в Самаре проживало 1,2 миллиона человек. Причём это фактически максимальное население за историю города, и на сегодняшний день демографические показатели остаются на этом уровне.

Во времена перестройки и развала СССР Самара потеряла свое индустриальное значение. В городе начался экономический кризис, который продолжался почти 20 лет. Но с началом XXI века ситуация стабилизировалась: предприятия перепрофилировались, получил развитие строительный сегмент. И сегодня Самара, начинавшая свою историю с маленькой крепости, является одним из ведущих городов России, как по населению, так и по культуре, науке, промышленности.
Как добраться
Ж/д вокзал
Это самое высокое здание вокзала в Европе. Он стоит на Комсомольской площади. Высота вокзала со шпилем – 101 метр. Соответственно, там есть смотровая площадка – большой балкон вокруг купола вокзального комплекса. Площадка находится на высоте 95 метров (на уровне 18 этажа). Если будет свободное время, то можно сходить в исторический музей Куйбышевской магистрали на 2 этаже.

Адрес: Комсомольская пл., 1

Аэропорт
Курумоч – международный аэропорт Самары, крупнейший в Поволжье. Обслуживает Самару, Тольятти и все остальные пункты Самарской области, используется также жителями соседних регионов (в частности, Ульяновской области и Казахстанского города Уральск). Название аэропорта происходит от одноименного села, расположенного в 7 км юго-западнее него.
Добраться можно на автобусах 78 и 652, маршрутках 392 и 406 или же на такси. Минимальное время в пути – 1 час.

Достопримечательности
Набережная Волги. Многие туристы первым делом идут именно сюда, чтобы посмотреть на великую реку Волгу. Впрочем, ноги сами приведут вас на набережную в Самаре. Чем ближе к реке, тем круче улицы уходят вниз. Имеет протяжённость более 5 км и разделена на четыре участка (по числу очередей застройки_. Набережная включает в себя прогулочную аллею, пляж, ряд фонтанов, памятников. В исторической части набережной установлен памятник товарищу Сухову и памятник "Бурлаки на Волге", а также памятник речникам, переделавшим корабль в госпиталь Красного креста в годы Первой мировой войны.


Ленинградская улица – самая посещаемая туристами, горожанами и гостями из других городов, самарский Арбат. Ее часть от улицы Куйбышева до улицы Галактионовской является пешеходной зоной. Это неотъемлемая и исторически важная часть города, на которой сохранилось множество зданий середины XIX - начала XX века.
Здесь можно увидеть такие памятники, как Дядя Стёпа (его высота составляет примерно 6 метров) и стела 150-летия Самарской губернии.

Стела Ладья. Расположена на крутом спуске Октябрьской набережной. Волжская ладья с большим парусом была установлена в 1986 году в честь 400-летия со дня основания города.

Адрес: Октябрьская набережная, со стороны улицы Челюскинцев

На площади Славы расположены также одни из самых известных достопримечательностей города – самый большой в России памятник Петру и Февронии, покровителям семьи, верности и брака, и 50-метровый Монумент Славы, открытый в 1971 году и представляющий собой конструкцию в виде стелы и рабочего, держащего в руках крылья, символизирующих вклад самарских тружеников в авиапромышленность.

Храм во имя великомученика Георгия Победоносца установлен в 2000 г. в честь 55-летия победы в Великой Отечественной войне. В Храме хранятся уникальные памятные книги, содержащие имена и фамилии всех жителей города Самары, погибших в годы Великой Отечественной Войны, при исполнении своего долга при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в результате пожара в здании ГУВД города Самары в феврале 1999 года.

Адрес: ул. Маяковского, 11

Завод фон Вакано – родина Жигулевского пива. Основан в 1881 г. потомственным пивоваром – австрийцем Альфредом фон Вакано как Товарищество Жигулевского пивоваренного завода. История Жигулевского пива начиналась именно здесь в 1930-е гг.
Сохранились старые отреставрированные заводские корпуса на волжском берегу.
Здесь же расположены ресторан "У Вакано", пивбар "На дне", фирменный магазин.

Адрес: Волжский пр., 4

На улице Шостаковича находится особняк Альфреда фон Вакано, считающийся памятником архитектуры. После высылки австрийца в годы Первой мировой из России дом занял клуб красноармейцев, позже он был передан в жилой фонд города. В 1995 году после расселения коммунальных квартир дом полностью реконструировали после многочисленных перепланировок, была произведена реставрация многих декоративных элементов интерьера. Сейчас здесь расположен региональный Фонд социального страхования. Найденные наследники А. Ф. фон Вакано отказались от своих законных прав на особняк в пользу организации, оказывающую социальную помощь населению.

Адрес: ул. Шостаковича, 3

Музей "Самара Космическая". Главным экспонатом музея является ракета "Союз" (последняя модификация первой в мире межконтинентальной ракеты Р-7): это единственная в Европе вертикально установленная ракета-носитель в собранном виде. Ракета была выпущена куйбышевским заводом "Прогресс" в 1984 году, использовалась для тренировок на космодроме "Плесецк" и передана городу заводом в 2001 году.

Адрес: пр. Ленина, 21

Помимо вышеуказанного, рекомендуем посетить памятники Чапаеву (находится на одноименной площади; фото 1), самолету Ил-2, настоящему штурмовику, установленному в 1975 году в память об их выпуске в 1942-1945 годах на перевезенном из Москвы в Самару авиазаводе №1 (расположен на пересечении пр. Кирова и Московского шоссе; фото 2) и отопительной батарее (Волжский пр., 8, проходная Самарской ГРЭС; фото 3), а также смотровую площадку (некогда бывшей вертолетной, что в поселке Управленческом; фото 4).
Помимо этого, представляет интерес Музей авиации и космонавтики (Московское ш., 34, корп. 3 (СГАУ)) при Самарском аэрокосмическом университете (фото 5).
Соперник
Самарский футбольный клуб "Крылья Советов" основан в Куйбышеве в 1942 году на базе авиационных предприятий, эвакуированных в город из Минска и Донецка в ходе Великой Отечественной Войны.

Официальный дебют "Крыльев Советов" состоялся 30 июля 1944 года – в матче 1/64 финала розыгрыша Кубка СССР, того самого, что через месяц завершится триумфом ленинградского "Зенита": команда уступила московскому "Локомотиву" со счётом 1:5. В высшем эшелоне отечественного футбола "Крылья" дебютировали 19 апреля 1946 года: в Алма-Ате куйбышевцы потерпели поражение от "Зенита" со счетом 1:2.

Уже в 1948 году встал вопрос о дальнейшем существовании клуба. Все дело в том, что в высшей лиге чемпионата СССР выступали еще и московские "Крылья Советов", и руководство общества сочло обременительным существование двух клубов и решило сохранить лишь один, сделав выбор в пользу более сильной команды. В матче второго круга чемпионата в Москве одноклубники должны были выяснить, кто из них остается на плаву: встреча завершилась вничью со счетом 1:1, но так как в первом круге победу праздновали футболисты из Куйбышева, то и право представлять общество "Крылья Советов" получили именно они. Московские "Крылья" были расформированы по окончании сезона.

В 1953 году "Крылья Советов" на полгода были переименованы в "Зенит", и так получилось, что именно под родным для нас названием куйбышевский клуб достиг первого серьезного успеха – вышел в финал Кубка СССР. В решающем матче "Крылья Советов" уступили московскому "динамо" со счетом 0:1, причем единственный мяч забил бывший игрок ленинградского "Зенита", обладатель Кубка СССР 1944 года, Сергей Сальников. В 1964 году "Крылья Советов" вновь добрались до финала Кубка СССР, но опять же уступили в один мяч футболистам киевского "динамо".

"Крылья Советов" пять раз становились победителями первой лиги первенства СССР (1945, 1956, 1961, 1975, 1978), а наивысшим достижением клуба в высшей лиге в советской истории является 4-е место в чемпионате 1951 года.

В 2004 году "Крылья Советов" завоевали первые и пока единственные медали в своей истории. Самарцы взяли бронзу, финишировав на третьем месте и опередив в таблице "Зенит" только по результатам личных встреч, и то в дело вмешался гол, забитый на выезде: на "Петровском" подопечные Властимила Петржелы уступили со счетом 1:2, а в Самаре одержали победу 1:0. В том же году "Крылья" в третий раз в истории вышли в финал национального кубка и вновь потерпели поражение: на этот раз от "терека" со счетом 1:0, пропустив гол на второй добавленной к матчу минуте.

В 2005 году самарский клуб встал на грань банкротства, поэтому руководство устроило распродажу всех лидеров, в результате которой в "Зенит" перешли Александр Анюков и Робертас Пошкус.

В 2014 году "Крылья Советов" впервые покинули высшую лигу российского футбола. Впрочем, для возвращения обратно самарцам понадобился всего один год.

Как уже отмечено выше, пути "Зенита" и "Крыльев" впервые пересеклись в 1946 году: в Алма-Ате ленинградцы одержали победу в матче чемпионата СССР со счетом 2:1. История встреч команд богата на события, и на данный момент "Зенит" имеет преимущество: как по количеству побед, так и по разности мячей. С подробной историей встреч "Зенита" и "Крыльев Советов" можно ознакомиться тут.
Фанаты "Крыльев"
Первые ростки фанатского движения зародились в Самаре в 1987 году. Несколько десятков человек плотно собирались на одном из секторов стадиона "Металлург" и активно поддерживали команду. Выездная активность первых самарских фанатов хромала: на гостевые матчи команды выезжало не более десятка человек.

С распадом СССР и так небольшая грядка фанатов "Крыльев Советов" развалилась. В середине 1990-х самарцы вновь начали проявлять активность, в том числе и на выездах. В 1997 году образовалась первая фан-бригада "Winged Legion", появился первый и на долгое время главный враг – тольяттинская "Лада". Тогда же, мягко говоря, не сложились отношения с фанатами саратовского "Сокола" и "Лады" из города Димитровград.

Фанаты “КС" на домашнем матче в 1988 году
В середине 2000-х годов поддержка "Крыльев Советов", как на стадионе, так и вне футбольных арен, вышла на принципиально новый уровень – самарцы по мнению многих выбились в топы российской провинции. Стадион "Металлург" практически каждый матч забивался под завязку, да так что арену называли одной из самых посещаемых в восточной Европе. По хулиганской линии были развязаны войны с Ярославлем, Казанью, Пермью, Екатеринбургом и московским "Локомотивом". На данный момент фанаты "Рубина" самарцев откровенно не тянут, с остальными же войны не прекращаются до сих пор.

Фанаты “КС" в Сочи в 1998 году. Третий слева – фан Пека, один из родоначальников самарского фан-движения, гонявший на выезда еще по СССР
Вопреки распространенному мнению, союза между фанатами "Зенита" и "Крыльев Советов" нет и никогда не было. Многих представителей обоих движений связывают дружеские отношения на уровне личных контактов: самарцев всегда хорошо принимают в Санкт-Петербурге, а сине-бело-голубых – в столице Поволжья. Также стоит отметить, что обычные болельщики "Крыльев" всегда с уважением относились к гостям из Северной столицы, что практически каждый год выливалось в аплодисменты гостевому сектору стадиона "Металлург" после матчей против "Зенита". Это весьма показательный момент, особенно по сравнению с тем, что местные кузьмичи нередко прямо во время игры закидывали пластиковыми бутылками и жестяными банками фанатов одного красно-белого клуба.

Подытоживая: околофутбольные отношения "Зенит" vs "Крылья Советов" – это приятельский нейтралитет с элементами олдскула в виде распития алкоголя на выездах друг у друга.

Фанаты "Крыльев Советов" в Перми в 2004 году.
Мы в Самаре
Самара, пожалуй, любимый выезд для питерского фаната. У многих в Самаре есть друзья и знакомые по прошлым выездам, товарищеские матчи между фанатами двух клубов с берегов Невы и Волги уже стали доброй традицией. За несколько часов до матча неоднократно устраивалось фирменное СБГ шествие к стадиону с флагами, пиротехникой и зарядами во славу "Зенита". Вне зависимости от исхода игры жители Самары, выходя со стадиона, аплодируют нашему сектору.

Самые памятные выезда в Самару датируются, пожалуй, 2008 и 2009 годами. В августе 2008 года огромный моб сине-бело-голубых всю ночь неистово угарал на берегу Волги недалеко от всем известного пивзавода и кабака "Дно", а в сентябре 2009 фанаты "Зенита" после матча прямо на стадионе погнали нехилый взвод милиции, который в течение долгого времени не выпускал выездных с сектора.

Главная цель
Made on
Tilda